Супруги-ипэшники Александра и Дмитрии Вавдичик оказывали услуги по регистрации. Практика показывает, что занятые в этой деятельности работают не скрываясь. Они свободно размещают рекламу вроде: «Окажу помощь в оформлении постоянной регистрации в городе Минске и Минском районе. Быстро, надежно, легально, кассовый чек. По договору найма». Их проверяет налоговая.
Но, как пишет TUT.BY, сегодня суд Минского района решил, что услуги по регистрации — это риелторская деятельность. В таком случае, получается, что супруги работали без лицензии.
Итого: Дмитрию дали пять лет «химии», Александре — три года ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
Подробнее, в Минске и районе предприниматели годами работают в этой сфере. К ним обращаются те, кто продает старую квартиру и ждет, пока достроят новую — ведь по закону каждый гражданин обязан иметь регистрацию. Как известно, риелторы такие услуги не оказывают и сами советуют обратиться к ипэшникам. Кроме этого, регистрацию приобретают и при трудоустройстве, и чтобы устроить ребенка в детсад, и чтобы получить медобслуживание.
Теперь, получается, что все предприниматели, оказывающие подобные услуги – преступники и могут сесть? Ведь прокурор просил для Дмитрия Вавдичика реальный срок — 4 года.
Пару обвинили в том, что они осуществляли предпринимательскую деятельность без регистрации, имея умысел на получение дохода в особо крупном размере. Прокуратура считает, что Вавдичики «содействовали физическим лицам в найме, поднайме объектов жилищного фонда», находя в этом признак риелторской деятельности, для которой нужна лицензия.
Дело возбуждало прокуратура. Целых два года Следственный комитет расследовал деятельность ипэшников и четыре раза прекращал уголовное дело за отсутствием состава преступления. В июне этого года прокуратура дала указание Минскому районному отделу Следственного комитета «предъявить обвинение Вавдичикам и направить дело прокурору для направления в суд». СК не выполнил указание, не обнаружив доказательств вины лиц в совершении преступления. Дело изучали в центральном аппарате Следственного комитета, где решение следователя поддержали. Тогда прокуратура приняла дело к своему производству и направила его в суд.
Адвокат супружеской пары отмечал в суде, что сделок с недвижимостью они не совершали. По закону для регистрации должен быть заключен договор найма. И эти договоры заключались, но только потому, что таково требование указа президента. Больше сотни свидетелей на суде — людей, которые пользовались услугой ипэшников — подтверждали, что они воспользовались лишь услугой по регистрации, ни о каком проживании не было и речи. Даже, более того:
изначальным условием ипэшников и владельцев жилья, где регистрировали граждан, было то, чтобы даже посмотреть на жилье никто не приезжал.
«Такие договоры найма являлись формальными и мнимыми, — говорит адвокат. — Мнимый характер подтверждает в своих документах орган гособвинения, а также судебная практика, — вступившие в законную силу решения суда Минского района о признании договоров найма без намерения проживать мнимыми».
Дмитрий уже был судим за оказание услуг по регистрации, но тогда ему вменялась предпринимательская деятельность без оформления в качестве ИП.
«После освобождения Дмитрий трудоустроился к супруге, ИП Вавдичик А.В. В его обязанности входило информирование граждан по телефону о стоимости услуг по регистрации. Оказывал лично помощь в оформлении регистрации он только нескольким лицам. А разовые, единичные действия не являются предпринимательством, — говорит адвокат. — Предъявление ему обвинения основывается фактически на родстве с Вавдичик А.В. Уголовная ответственность супруга за действия другого супруга законодательством не предусмотрена».
Адвокат отмечает, что никакого умысла у ИП не было. Доказательством этого может служить то, что они не скрывали, а рекламировали свою деятельность. К делу приложены десятки ответов на запросы и заключения практически всех причастных государственных ведомств и министерств. Ни в одном из них не указано, что действиях ИП Вавдичик – риелторская деятельность.
В суде три владельца крупных агентств недвижимости отмечали, что целью риэлторской деятельности не может являться регистрация граждан, — только сделка с недвижимостью. Услуги по регистрации нет в перечне услуг и работ, относящихся к риелторским. Более того, на рынке есть «более риелторские» услуги — это сдача квартир посуточно. Там тоже заключают договоры найма. Но, почему-то, от «суточников» не требует риелторской лицензии и не сажают за деятельность без нее.
Дмитрий и Александра под подпиской о невыезде. Приговор пока не вступил в силу, и предприниматели будут его обжаловать.