На мастер-классе в Cтудии velcom Smartfilm Никита Лаврецкий, чей фильм «Белорусский психопат» признан лучшим в национальном конкурсе кинофестиваля «Лістапад», рассказал, как прийти к успеху. По словам молодого режиссёра, специальное образование для того, чтобы снимать кино, сейчас не требуется. Гораздо важнее понимание того, куда движется кинематограф, которое возникает из эрудиции. Смотришь много кино, изучаешь приёмы и понимаешь, куда дует ветер.
«Меня воспитали улицы», — говорит Лаврецкий. Даже так.
Бюджет современному кино тоже не особо-то нужен. Никита сыплет фамилиями режиссёров и названиями движений, «после которых уже нельзя сказать: у меня нет дорогой камеры, поэтому я не могу снимать фильм». Более того: и профессиональные актёры никому не нужны, «можно просто позвать друзей, разговаривать об актуальных проблемах, и получится кино». Но всё это уже было, и сегодня режиссёрам нужно двигаться ещё дальше.
«Я не могу сказать, что я снял безбюджетное кино. Мне кажется, что это утопическое понятие, — рассказывает Лаврецкий о съёмках 'Белорусского психопата'. — Я потратил всё-таки приличные деньги, 400 тысяч рублей, на то, чтобы приехала машина из 'Евроопта' с курицей и гречкой для моих друзей, которых я беспощадно эксплуатирую. Девушек довёл до слёз... Если вы вдруг стесняетесь — просто работайте на результат. Важно, чтобы получился хороший фильм, а если у кого-то во время съёмок плохое настроение — это нормально. Не было у меня ещё ни одного фильма, чтобы это было весело и людям нравился процесс. Мне самому тоже не нравится. А вот результат нравится. Я нарциссичный человек. Могу дома потратить вечер, пересматривая свои фильмы. И никаких замечаний!»
Путь к успеху лежит через как можно большее количество фестивалей. Их Никита тоже перечисляет немало. «Фестивали — это хорошо. Прокат для меня это не так интересно, как фестивали, — говорит режиссёр. — Если фильм где-то уже понравился международному жюри, значит, он и другим людям будет нравится. Как известно, все люди одинаковые, нет никакой разницы. Снимать короткометражки и выигрывать награды на фестивалях — это и есть образование».
Всё идёт от старания и от внутреннего компаса режиссёра. А значения непонятных слов нужно уточнять в «Википедии» и в толковом словаре. «Когда человек снимает по готовым, выученным правилам, речь не идёт о режиссуре как об эстетическом выборе, — говорит Никита Лаврецкий. — А эстетический выбор это и есть искусство».