Заместитель главного редактора TUT.BY Александр Заяц написал колонку «Как и что TUT.BY «тырил» у БЕЛТА», чтобы прояснить, что обычные читатели и зрители неправильно поняли смысл слова «тырить», а также рассказал, как главный портал страны работает с информационным агентством.
Александр начинает колонку с объяснения, что будет в тексте: «В этой заметке не будет ничего про политическую подоплеку, заговор силовиков или юридические нестыковки. На эти темы многие высказались. Эти несколько абзацев будут про журналистское ремесло и про самоотверженную работу коллег. Но они важны для понимания ситуации. Я все еще надеюсь, что это была действительно ошибка «Олега Петровича», а не чей-то закамуфлированный «заказняк».
Что такое БелТА
С помощью прослушки телефонного разговора главреда и выпускающего редактора читателям и зрителям донесли простой тезис – TUT.BY «тырит» информацию у БЕЛТА. «Красть — это плохо, наказание неизбежно. С этим никто не спорит и никто не отрицает. Но давайте за основу возьмем слово «БелТА». А к «тырить» вернемся чуть позже», – пишет Александр.
БелТА – это информационное госагентство, руководителя которого назначает президент. Главный нюанс заключается в том, что в некоторых сегментах агентство является монополистом. Его журналисты входят в президентский пул вместе с тремя гостелеканалами и госгазетами. «Приглашают ли журналистов TUT.BY на мероприятия с участием президента? Да. Но по очень большим праздникам. Немного чаще мы оказываемся в Доме правительства. Хотели бы чаще. Но — «нет мест». Места хватает только для БЕЛТА и «гостелерадио», – объясняет Заяц.
Только в парламенте журналисты TUT.by могут регулярно работать, но министры там появляются нечасто и не всегда настроены на серьезные разговоры: «У ведомств есть разнарядка информацию сначала давать госагентству. Было немало случаев, когда запрос и вопросы в министерство писали журналисты TUT.BY, а ответы появлялись на БЕЛТА. Может ли это быть совпадением? Может быть, а может и не быть». В отличие от независимых СМИ, журналистам БелТА чиновники редко отказывают в эксклюзиве.
Также БелТА имеет первоочередное право передачи официальных документов и сообщений: «Но благодаря pravo.by и человеческому фактору в этом сегменте кое-как конкурируем с госагентством, периодически выдавая первыми важную официальную информацию», – пишет Александр. Таким образом, 90% «стыренной» информации у инфоагентства касалось деятельности высших должностных лиц – свободный доступ к ним имеют только госСМИ. «Но странно вводить монополию на то, кто процитирует Лукашенко, Кобякова или Мясниковича», – заключает журналист.
«Тырить» – это журналистский слэнг
Александр приводит пример своей обычной переписки в мессенджере:
— Давайте обсудим тему через час-полтора. Сча «посажу» чиновника, — написал Заяц недавно одной пиарщице.
— Александр, извините, что вы сделаете?
— Ну, напишу заметку, что задержали одного чела :)
«У журналистов есть свой «слэнг», понятный только им самим, он может отличаться в каждой отдельной редакции, и местами он может быть не очень понятным посторонним людям», – объясняет журналист.
Аня Калтыгина в том обнародавонном телефонном разговоре сказала «тырим» в значении «взять новость на БелТА, сохраняя активную гиперссылку на первоисточник». У TUT.by есть договоренность с агентством – при раскрытии новости, взятой у БелТА, в правом верхнем углу страницы появляются три ссылки на другие новости госагентства. Такие же отношения у портала и с, например, Русской службой Би-Би-Си.
Тогда остается вопрос про платную ленту: «Сейчас, когда вопрос получил такой резонанс, уже понятно, что некоторые редактора (по всей стране), кто по «старой памяти», кто по легкомыслию заходили на платную версию. «Заход» мог быть удобен чисто технически — не надо было убирать кучу «карузликов» при верстке и читать новости про российских «звезд» (это радость доступна только через сайт). Это удобно. Вот и все. Что тут можно считать «существенным вредом»? За это надо было задействовать более 50 сотрудников спецслужб только для шмона по квартирам?», – задается вопросами Александр.
Он утверждает, что понимание об интеллектуальной собственности есть даже у самых легкомысленных журналистов. Новости, по его словам, все равно появляились после их публикации в общей (бесплатной) ленте БелТА. «Да и выявить такое нарушение для правообладателя очень просто. При этом все подозрительные случаи разрешаются банальной сменой пароля и звонком в редакцию. Потому что если это утекло, значит, ты где-то недосмотрел, неверно составил контракт. Это у тебя проходной двор», – пишет журналист.
В редакции портала проанализировали все размещенные в последнее время информационные сообщения БелТА и не нашли ни одного, размещенного раньше, чем на сайте госагентства. Александр не верит, что если бы TUT.by воровал новости у БелТА, это никто бы не замечал два года.
Периодически портал получает сообщения пресс-служб президента и Совмина, которые написаны слово в слово как в ленте БелТА: «Единственное отличие – это начало сообщения. И никакой тебе ссылки на БЕЛТА. Что получается, что тоже «тырят»? Абсурд! Наверняка существуют какие-то внутренние договоренности. Но смотрится, как будто «тырят». И коллеги из других СМИ, видя такие сообщения, уже ссылаются на пресс-службы, а не на БЕЛТА, корреспонденты которого де-факто написали эти заметки».
По словам Александр, в целом у журналистов TUT.by нормальные рабочие отношения с сотрудниками БелТА. Журналисты портала не позволяли себе высмеивать агентство, если то, например, перепутало фото министров – они просто звонили их редактору, и говорили, что произошла ошибка: «Бывало, и они нам чем-то помогали. Вы не поверите, но и сейчас мы получаем негласные слова поддержки от людей, которые работают в БЕЛТА и в «СБ. Беларусь сегодня». Нам поступают приглашения от пресс-центра БЕЛТА. Как вы думаете, «воров» приглашают к себе домой? Как вы думаете, могли ли между собой нормально разобраться два субъекта хозяйствования, между которыми не было вражды и войны?»
«Галя Уласик, Аня Калтыгина, Аня Ермаченок, Дима Бобрик, Ульянка Бобоед и бессменный главред Марина Золотова — это высокообразованные профессионалы, скромные и порядочные люди. Они не «КРЯхТят» и не пишут злобные пасквили. Они самоотверженно пашут по 10−12 часов в сутки, где-то даже в ущерб семьям. Как бы это высокопарно не звучало, но мои коллеги — это патриоты своей Родины, они уже давно могли уехать и найти работу за границей. Но они хотят работать здесь, приносить пользу стране, где родились, развивать СМИ как институт в Беларуси. Они явно не заслужили такого «воровского» отношения к себе. Я все еще наивно надеюсь, что это была ошибка, что перед ними извинятся и девушкам вручат хотя бы по букету цветов. Перед Димкой можно просто извиниться. Букета не надо. Ему вместо букета лучше новое зеркало, которое разбилось, когда человека спросонья в одних трусах укладывали «лицом в пол».
Заканчивает колонку Александр надеждой, что «кошмар закончился, что это не был «заказняк». В противном случае эти «много букав» писать и читать не стоило. Против лома нет приема».