10 января 2019, 10:16

В Беларуси хотят в 2020 году ввести донорство только на безвозмездной основе. Сейчас добровольцев только 25%, остальные получают за доброе дело деньги. И кажется, что всё не так уж и плохо, ведь ещё в 1975 году на Всемирной ассамблее здравоохранения приняли резолюцию, что к 2020 году страны перейдут на безвозмездное донорство. Но «Ежедневник» заявляет, что проблема тут в другом − а именно в чиновниках, которые зарабатывают на закупках оборудования для доноров.

Законопроект планируют принять уже летом, и донорство крови в Беларуси полностью станет безвозмездным. Выплаты останутся лишь при сдаче плазмы и тромбоцитов. Государство на этом сэкономит около 5-8 миллионов долларов в год. «Вот только вопрос, куда пойдут эти деньги: в бюджет или в карманы коррумпированных чиновников от здравоохранения и их деловых партнеров?» − спрашивает автор расследования.

Взять у донора кровь или её компоненты − это только начало. Её ведь надо ещё перевозить, перерабатывать, производить инактивацию вирусов, хранить. Для всего этого необходимы контейнеры, препараты, аппараты, фильтры. В Беларуси всё это закупают централизованно через РУП «Белмедтехника» по заявкам медицинских учреждений. И вот тут начинается самое интересное.

Подозрительные тендеры

Вот, например, тендер 2015 года БелМТ №183/15-ЭА, лот №3 «Системы для фотообработки и хранения единичных доз плазмы Teraflex−MB−Plasma к аппарату «Macotronic». Нужно закупить 800 штук. Начальная цена торгов на снижение цены − 5,630 миллиардов рублей. Цена победителя − 5,624 миллиарда, то есть на торгах был только один аукционный шаг. Победила британская компания Prime Technics Ltd с ценой в 438 евро за штуку. Аналогичные тендеры проводились с 2013 года − и всегда с одинаковым победителем за один шаг аукциона.

Автор узнал, сколько стоят такие контейнеры. Их производит французская компания Macopharma. В каталоге их цена не указана, поэтому журналист отправил запрос с просьбой указать эту цифру. Ответ он так и не получил. Но обратился к европейским журналистам-расследователям − и получил документальное подтверждение, что контейнеры компания Macopharma отпускала всего по 38 евро за штуку − это в 11,5 раз дешевле, чем закупила Беларусь. В российских тендерах те же самые контейнеры покупают примерно за 110-116 евро за штуку (например, на тендере №0348200072214000005).

Специалисты, которые работают с этими контейнерами, сказали, что они не могут стоить больше сотни евро. «Это просто немыслимо, чтобы получать кровь и компоненты по цене 50 евро (столько среднем обходится государству одна донация), а за контейнеры отдавать в десять раз больше», − пишет автор. Ежегодно беларускому здравоохранению надо около трёх тысяч контейнеров, а это значит, что мы теряем на закупках только их больше миллиона долларов в год. 

Схемы

«Ежедневник» проанализировал большую часть закупок медизделий и расходников для хранения и переработки крови и её компонентов производства Macopharma. «Оказалось, с 2013 года продукты компании на тендерах в Беларуси представляли две фирмы: Prime Technics Ltd (Великобритания) и ООО «ПраймБиоТех» (Беларусь). Интересы одной компании в Беларуси представляет региональный менеджер Macopharma, второй − сын его супруги. Сама супруга руководит в Беларуси представительством TRIMA Medizintechnik GmbH (Австрия), которая также делает бизнес на беларуской службе крови», − рассказывает журналист.

Выходит, британская компания поставляет продукты Macopharma, австрийская − американских производителей, а «ПраймБиоТех» помогает им участием в тендерах, чтобы они состоялись. Например, тендер БелМТ №1039/16-ЭА «Реагенты и расходные материалы для автоматических анализаторов производства «Abbott Laboratories», ЕС, США». По всем 11 торгам победила TRIMA Medizintechnik GmbH. По девяти лотам цена снизилась на те самые 0,1%, а на двух чуть серьёзнее − на 10%. Но стоимость всего тендера составила для компании более 2,4 миллионов долларов.

По тем девяти лотам участвовало только две компании, но вторая не сделала ни одной ставки, а что за она, на сайте не указывают. По данным «Ежедневника», это «ПраймБиоТех». Работники Белорусской универсальной товарной биржи, через которую проводились торги, должны хорошо знать о компаниях-участниках и замечать договорные тендеры. Но они этого не сделали.

Другой пример: тендер БелМТ №129/16 ПЭА «Системы одноразовые для ультрафиолетового облучения крови» (лот 1Р). Начальная цена аукциона была установлена в размере 3,4 миллиарда неденоменированных рублей. Победитель − Prime Technics Ltd с предложением на 0,1% ниже. Цена закупки − 152 тысячи евро. Но есть нюанс − ни в Госреестре медтехники и изделий медназначения, ни в каталоге производителя не существует такого товара. Оказалось, на аукционе купили 70 контейнеров для компонентов крови для фотообработки на аппарате MacoGenic G2 и 70 растворов для экстракорпоральной фотохимиотерапии на этом же аппарате. Хитрость тут в следующем: так как в каталоге производителя товара нет, трудно установить реальную стоимость. Даже если следователи начнут проверку, им будет трудно доказать размер завышения стоимости, так как в закупке не указана отдельная стоимость контейнеров и растворов.

Журналист посчитал стоимость такого товара. На закупке вышло 2175 евро за штуку. Контейнеры (в каталоге производителя номер XUV8501Q) отпускались компанией Macopharma для Беларуси за 92 евро, а раствор (CLS1800XA или CLS1800SA в зависимости от завода) − за 75 евро. То есть один товар на этом аукционе должен стоить 167 евро, а не 2175. «Это как если взять лопату и грабли, объединить их в «садовую систему» и продать в 13 раз дороже − очень и очень прибыльный бизнес получается. Вот только найдется ли где-то в мире такой наивный и слепой покупатель, который купит систему, а не грабли с лопатой отдельно?» А чиновники покупают это для ГУ «Республиканский научно-практический центр детской онкологии, гематологии и иммунологии», то есть для больных детей.

Ещё один пример − тендер БелМТ 181/15-ЭА. По лоту №1 закупались «Расходные материалы для аппарата для экстракорпорального облучения и фотохимиотерапии MacoGenic G2 (производства Macopharma S. А. (Франция)». На деле в приложении к описанию указано, что покупают те же контейнеры и растворы, что и в прошлом примере. Никакой «системы», а просто расходники, которые закупаются вместе, поэтому можно указывают любую цену. В этот раз продавали по 1561 евро за штуку.

«Ежедневник» отмечает: в 2015 году расходники вместе покупали по 1561 евро, а через год их назвали «системой» и начали платить по 2175 евро за штуку. В обоих случаях закупала «Белмедтехника», а побеждала Prime Technics Ltd. Кстати, сам аппарат MacoGenic G2, под который и закупаются расходники, Беларусь купила за 150 тысяч евро, когда он реально стоит в три раза меньше. 

Комментарий представителя компании

«Ежедневник» обратился за комментарием к главе представительства TRIMA Medizintechnik GmbH. Она сказала, что участие в процедуре закупки фирмы её сына − это обычная практика для Беларуси для того, чтобы соблюсти закон. По её словам, никто, кроме Prime Technics Ltd, TRIMA Medizintechnik GmbH и «ПраймБиоТех», указанные продукты поставить не может. Цены на тендерах тоже ничего не значат, потому что она потом снижается − якобы по тендеру БелМТ №183/15-ЭА стоимость составила 290 долларов за штуку вместо 438 евро, а по тем тендерам с 2175 и 1561 евро в действительности покупали по 630 евро за штуку. 

Женщина обещала показать договоры, но сначала сослалась на праздники и то, что все сотрудники Prime Technics Ltd разъехались отдыхать. На вопрос, почему муж не предоставил документы, женщина ответила, что ни она, ни сын, ни ее муж не имеют отношения к деятельности этой компании. «Но тут опять возникают самые интересные вопросы. Если семья не имеет отношения к указанной английской компании, то как в принципе можно было предоставить какие-то договоры независимо от того, в отпуске сотрудники или нет? И почему так заволновались оглашением информации об указанных тендерах, если это не про них?» − задаётся вопросами автор.

Глава представительства предоставила только один документ − маркетинговый анализ «Белмедтехники», где указана цена в договорах по тендерам БелМТ №129/16 ПЭА и БелМТ 181/15-ЭА. Но там «система» разделена на два элемента − 630 евро за контейнер и столько же за раствор. То есть её покупают по 1260 евро за штуку вместо 167. «Правда, и на этот аргумент у семьи нашелся ответ. Мол, не важно, по какой цене отдает производитель, важно, по чем покупает рынок. И тут уже действительно трудно поспорить, остается только вопрос: кто определяет этот рынок?» − пишет журналист.

«Дело медиков» не помогло

Председателем тендерной комиссии во всех примерах выше был бывший замминистра здравоохранения Игорь Лосицкий − на него завели уголовное дело по коррупции. В протоколах есть и другие фамилии, которые фигурируют в «деле медиков». Но проблема в том, что даже после задержания лиц, причастных к этим закупкам, тендеры остались прежними. «Ежедневник» установил, что четыре должностных лица всё же остались в системе. 

Пример: тендер БелМТ №003/19 ПЭА, который назначен на 28 января 2019 года, где по лоту №6 закупаются «Системы для фотообработки и хранения единичных доз плазмы к аппарату Macotronic». Это те контейнеры, которые в 2015 году должны были продавать по 38 евро за штуку. Но в свежем тендере стартовая сумма составляет 932 тысячи рублей за 930 штук − или 412 евро за штуку. Один из потенциальных участников тендера рассказал, что тут есть ещё одна хитрость − в техзадании указано, что покупают систему именно для аппарата Macotronic. Другие поставщики готовы бесплатно дать аппарата другого производителя, чтобы получить доступ к закупкам.

Аппарат Macotronic или его аналог стоит 45 тысяч евро. С нынешними ценами на тендерах поставщик уже после 120 единиц «системы» окупит поставку товара, а ещё 810 штук принесут очень приятную прибыль. Эта закупка проводится для УЗ «6-я городская клиническая больница» − то есть для Городского центра трансфузиологии, который действует на базе больницы. «Ежедневник» позвонил руководителю центра и попросил её пояснить, почему цена закупки в десять раз выше реальной. Главный трансфузиолог Минска отказалась что-либо говорить, а лишь пригрозила, что записала разговор на диктофон, а запись передаст в правоохранительные органы, чтобы они разобрались, почему журналисты интересуются такими вещами.

«Суть вопроса вовсе не в трех выше названных компаниях. Есть и другие, просто в рамках одной публикации назвать их все нереально. Предварительный анализ ситуации показал, что сегодня для беларуской службы крови поставляются продукты пяти мировых компаний, интересы которых представляют семь коммерческих структур, у которых цены приблизительно одинаковые. Эти компании поделили между собой рынок и просто не пускают на него других игроков», − пишет автор.

По его словам, работа этих компаний была бы невозможна без помощи госзакупщиков, которые указывают такие стартовые цены. Если бы «Белмедтехника» опустила стартовые цены хотя бы до уровня российских, Беларусь сэкономила бы миллионы долларов. А почему госорганизация этого не делает, журналист обещает ответить в следующих публикациях.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме