Полвека назад Эдуард Успенский написал книгу о странном зверьке Чебурашке и его друзьях — крокодиле Гене и девочке Гале. Сегодня приключения неизвестного науке и словарям существа с огромными глазами, ушами и таким же сердцем переведены на десятки языков. Чебурашка стал национальным сказочным героем не только в нашей стране. По-литовски он — Кулверстукас, по-немецки — Плумпс, по-фински — Мускис.
Покорять мир Чебурашка начал со Швеции. В 1970-х он вместе с Геной вёл на ТВ передачу для детей. И целое поколение шведов уверенно, что это их национальные сказочные герои.
Но самым триумфальным был приход Чебурашки в Японию. Многосерийные аниме, сотни товаров в фирменных магазинах, смайлики в исполнении нашего героя — настоящий бум по-японски, влиянию которого подвержены и дети, и взрослые.
Кто же он на самом деле? Прибыл в коробке с апельсинами. Откуда, из какой страны — неясно. Когда-то шутили, что он из Израиля — оттуда в советское время возили апельсины. Пол Чебурашки неизвестен, способность заводить новых знакомых и устраивать им приключения — феноменальна. Он герой нашего времени, рыцарь без страха и упрека. Идеальный культурный мем, говорящий «мы с тобой одной крови».
А всё потому что создавался Чебурашка непосредственно при участии так называемой сегодня «целевой аудитории» — детей. Немногие ныне успешные писатели позволили бы себе столь отчаянный эксперимент и смогли б пройти этот тест. Главу за главой Эдуард Успенский читал знакомым малышам — и следил за реакцией.
«Я помню, такая длинная скамеечка, сидят такие карапузы, человек, наверное, 12-15, может две скамеечки. И вдруг один начал болтать ногами, другой начал болтать ногами — раз-два, раз-два — все стали болтать ногами, я понял, что они потеряли нить, им это уже не интересно. В общем, эта глава подвергалась сомнению», — вспоминает писатель в интервью «Первому каналу».
Пожалуй, Чебурашка — один из немногих советских брендов, который и по сей день продается и продаёт, несмотря на свой почтенный возраст и неоднозначную принадлежность. А всё потому что он реально няшный и один из столпов детства многих поколений.