Белоруские компании прекратили поставки бензина российским трейдерам. Об этом со ссылкой на источники в российском нефтехимическом комплексе и на Мозырьском нефтеперерабатывающем заводе, пишут «Известия».
Обычно доля белорусского бензина на российском рынке составляет 3–5%. Но в 2016 году, по сведениям издания, последние поставки были в январские праздники, и то совсем небольшие — всего 239 тонн. Это лишь 0,2% от объемов за январь 2015 года (101,6 тысяч тонн).
«Белорусские компании поставляют, если у них нет продаж в более выгодных направлениях, — рассказал “Известиям' директор по развитию бизнеса агентства “Аналитика товарных рынков' Михаил Турукалов. — В конце декабря, как они говорили, у них таких было много, а из-за довольно высоких цен наши трейдеры товар у них не покупают, и поставок поэтому нет».
По данным «Аналитики товарных рынков», стоимость белорусского бензина марки Аи-92 за декабрь 2015 года выросла — вопреки общероссийской тенденции на снижение. Он стоит порядка 36600 рублей за тонну. Стоимость российского биржевого бензина (около трети бензина в России продается через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу) за тот же месяц, наоборот, снизилась до 31700 рублей за тонну.
Белорусским предприятиям (в первую очередь, поставки в Россию идут с Мозырьского НПЗ) такая низкая цена не подходит. Тем более, что под боком премиальный европейский рынок. В Западной Европе в 2015 году разница в цене тонны бензина с российскими ценниками доходила до $100. В частности, в 2,5 раза выросли белорусские поставки в Великобританию. Также белорусский бензин по контрактам уходил в Нидерланды и Украину.
У России и Беларуси действует договор, согласно которому Россия поставляет в Беларусь нефть (не взимая с нее экспортной пошлины), а Беларусь в Россию — бензин. На 2016 год Белоруссия просила повысить поставки нефти с 23 млн до 24 млн т и параллельно снизить её обязательства перед Россией по поставке бензина почти в два раза — с 1,8 млн т до 1 млн т. «Это нормально, 2 млн была завышенная цифра», — признавал глава российского Минэнерго Александр Новак.
В пределах года объемы поставок по месяцам не детализируются, то есть Беларусь сможет позже восполнить объёмы, недопоставленные в январе, не нарушая договор. Однако «Известия» полагают, что снизившийся импорт может побудить Минэнерго сократить квоты на поставки нефти в Беларусь. Весной из-за отсутствия белорусских поставок есть вероятность небольшого дефицита бензина в европейской части России.