9 сентября объявили, что представителем Объединённого Переходного Кабинета по экономике и финансам становится Татьяна Зарецкая — бизнес-вуман, основательница стартапов LaavaTech и Mеliora. До этого она дала интервью Никите Мелкозёрову, в описании к которому её назвали «беларуской мультимиллионеркой». Затем на англоязычном сайте Just Diligence (который позиционировал себя как расследовательский, но до публикации о Зарецкой не был известен широкой публике) появился материал, авторы которого ставят под вопрос успех Зарецкой, её доход и реальность бизнесов.
2 ноября Зарецкая покинула Кабинет, заявив об угрозах ей, семье, партнёрам и инвесторам. 3 ноября «Наша Ніва» выпустила большое расследование, основанное на фактах из этой статьи, затем материал о Зарецкой опубликовали и наши коллеги из «Зеркала». Мы публикуем самое главное из двух этих текстов — с комментариями, которые Татьяна Зарецкая предоставила другим СМИ ранее.
Полный текст расследования «Нашей Нивы» прямо по этой ссылке
Гранты
Первые деньги, которые Татьяна привлекла в стартап, были получены на конкурсе Polar Bear Pitching — где она рассказывала, что в её команде работают люди с тридцатилетним опытом в химии и электроинжиниринге. В материале «НН» утверждается, что люди из команды Зарецкой действительно по образованию химики, «которые занимались не разработкой программного обеспечения, а продавали фильтры для очистки воздуха». По итогам презентации Зарецкая получила 10 тысяч евро.
В Just Diligence также обвиняют Зарецкую в том, что она, получив грант за Laava Tech от Евросоюза, якобы с его помощью продемонстрировала прибыльность главной эстонской фирмы. А затем открыла еще одну фирму в Польше — после чего получила грант уже от польского правительства. Как пишут в материале «НН», после получения гранта польская компания была «ликвидирована польским судом из-за неосуществления деятельности».
Прибыль
В интервью Форбс в 2020-м году Татьяна утверждала, что оборот Laava Tech составляет 280 тысяч долларов в месяц. Авторы текста Justdiligence привели отчет о прибыли и убытках компании за 2020 год — в нем сумма выручки составляла 95 тысяч евро в год (подлинность этого документа проверили корреспонденты «Зеркала»).
В интервью «Еврорадио» Зарецкая объяснила, что у Laava Tech, как и у любого стартапа, «который смог», несколько юрлиц в разных странах, которые не публичат информацию о доходах компании — «и это нормально». Остальные детали, по словам Татьяны, — конфиденциальная информация для инвесторов.
Вопросы к стартапу LaavaTech
Стартап разрабатывает умные системы освещения. В интервью Onliner Зарецкая утверждала, что эта технология позволяет снизить электропотребление до 90% — в сравнении с использованием старых люминесцентных ламп. Академик НАН, с которым поговорила «НН», утверждает, что это практически невозможно.
Возможно, самой продукции Laava Tech (умных систем освещения теплиц) никогда не существовало — журналисты «НН» утверждают, что не получили ответа на просьбу показать образец готовой продукции — нашлись только рендеры. На вопрос, почему лампы нельзя просто купить, Зарецкая в интервью «Еврорадио» ответила, что это «индустриальный продукт», а ее стартап «не интернет-магазин».
Также известно, что эстонская фирма Laava Tech решением акционеров перенесла начало финансового года компании на 2 месяца, иначе финансовую отчётность опубликовали бы 1 ноября, когда интерес к Зарецкой и её бизнесу был особенно высок. На данный момент сайт компании не работает — Зарецкая объяснила это беспокойством о безопасности сотрудников.
Список Форбс
Как утверждает один из экспертов «НН», рейтинг Форбс «30 до 30» — рекламный и неавторитетный. Он составляется по рекомендациям людей, которые были в этом списке ранее, а не по размерам капиталов и известности компаний. Сама Зарецкая говорила об этом списке так: «Попасть в него нельзя ни за какие деньги».
Откуда миллионы?
В интервью Еврорадио Зарецкая говорила: «Когда человека называют миллионером, речь идет не о сумме денег, которая у него наличкой лежит под матрасом. Речь идет о его активах, его бизнесе». Но при этом сказала, что интересоваться выписками со счетов — «дурной тон».
Как Зарецкая попала в Кабинет
Зарецкая публично заявляла, что её кандидатуру посоветовал BEROC. Директорка BEROC Катерина Барнукова сказала «НН», что как организация BEROC никого не советовала, но она сама упомянула Зарецкую в списке кандидатур, «о чем жалеет».
Представитель Кабинета Валерий Ковалевский в эфире «Белсата» заявил, что вся информация, которая ставит под вопрос бизнес Зарецкой, — фейк, и что все необходимые проверки для попадания в Кабинет она прошла. Сама Зарецкая в ответах на вопросы «Свободы» заявила, что расследование Just Diligence — фейк, созданный беларускими пропагандистами и направленный на некомпетентную аудиторию, а не на людей из мира бизнесов и стартапов.
Коммуникация с беларускими СМИ
Когда «НН» попросила Зарецкую ответить на вопросы, связанные с ее стартапом, она сослалась на занятость, потом попросила более точный список вопросов, а затем отказалась отвечать. После в инстаграме Зарецкой появился пост, где она написала, что ей и её бизнес-партнёрам угрожают. В интервью «Свободе» она заявляла о «сотнях, а может даже и тысяче угроз», которые обрушились на неё за время пребывания в составе Кабинета.
После публикации материала «НН» на сайте «Зеркала» также вышел текст о предпринимательнице — кроме прочего, журналисты объяснили, почему хотели сделать интервью с Зарецкой о ее бизнесах, но не сделали: «Бумаг с финансовой отчетностью мы бы не получили, а подписанный NDA, вероятно, не позволил бы нам обратиться для проверки презентации к независимым экспертам».
Сама Татьяна еще не прокомментировала публикации наших коллег.