4 февраля 2019, 17:21

Прошло десять после финансового кризиса. Как далее будут обстоять дела Европы? Сможет ли она улучшить своё положение? Экспертное сообщество «Наше мнение» поделилось своими рассуждениями на эти вопросы. С его слов, некоторые обстоятельства свидетельствуют о положительной динамике в этом направлении, однако однозначный ответ дать всё ещё сложно. 

Приток и отток капитала в Восточной Европе (% от ВВП, среднегодовые значения, 2010-2016)



Кризис 2008 года вызвал резкий глобальный спад со времён Великой депрессии 1929 года. Он был связан со слабыми местами американской системы:  её чрезмерным дерегулированием, ростом неравенства, а также задолженностью беднейших слоёв населения. Более того, из-за отсутствия доверия между членами ЕС и жёстких правил в2011-2013 была спровоцирована ещё большая рецессия. Приход Трампа к власти также говорит о недостатках американской модели.

Европа всё ещё сталкивается со многими трудностями. Первая из них – смещение курса в сторону неравенства. Неравенство усиливается во многих странах, это связано с обострением финансовой конкуренции. Культурную замкнутость и ксенофобию можно преодолеть, но лишь в том случае, если мы будем придерживаться тактики сокращения этого самого неравенства и инвестирования в будущее.

Вторая проблема – разрыв между Севером и Югом. Так, в Германии и во Франции бытует мнение, что ЕС помог грекам. Он одолжил им деньги по меньшей процентной ставке, чем та, которую им пришлось бы заплатить на финансовом рынке. Тем не менее, эта ставка была выше той, которую ЕС заплатил, чтобы занять средства на этих же рынках. А в Греции на это смотрят совершенно по-другому. Там этой помощи видят большую финансовую выгоду для ЕС. 

Третья же проблема – разрыв между Востоком и Западом. К примеру, в Париже, Берлине или Брюсселе люди не понимают отсутствие благодарности от стран, которым помогли государственными трансферами. Но в Варшаве или Праге об этом думают иначе. Там убеждены, что норма прибыли на инвестиции с Запада была высокой. А потоки прибыли, которые сегодня выплачиваются владельцам фирм, выше европейских трансферов. 
Филип Новокмет, сотрудник Парижской школы экономики, провёл исследование. Его результаты показали, что неравенство в Восточной Европе выросло не так сильно, как в России или США. Это объясняется тем, что приличную часть доходов от восточно-европейского капитала получают за рубежом. Это имело место быть ещё до эпохи социализма с владельцами капитала. 

О прибыли в числах

С 2010-го по 2016-ый годовой отток прибыли и доходов от собственности составлял:
•    в Польше – 4,7% ВВП;
•    в Венгрии – 7,2% ВВП;
•    в Чехии – 7,6% ВВП;
•    в Словакии – 4,2% ВВП. 

А разница между полученными расходами и взносами, уплаченными в бюджет ЕС, была ниже:
•    в Польше – 2,7% ВВП;
•    в Венгрии – 4% ВВП;
•    в Чехии – 1,9% ВВП;
•    в Словакии – 2,2% ВВП.

Однако экономически развитые государства считают неравенство естественным. Они опираются на утверждение, что «свободная конкуренция» помогает распределиться богатству справедливым образом. Но на самом деле имущественные отношения всегда гораздо сложнее, особенно в ЕС – крупном политическом сообществе. Они не могут регулироваться только лишь волей рынка.
Предполагают, что эти разногласия должны преодолеваться при помощи интеллектуального и политического обновления европейских институтов, их демократизации. Возможно, в 2018-2019 годах произойдут изменения в лучшую сторону.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме