Вьетнамцы заново открывают для себя старые советские мотоциклы «Минск», которые ввозились в страну с 60-х годов, пишет Myfin, ссылаясь на сайт CNN.
«Может, Ханой и знаменит своими скутерами, но городская молодежь переключается сегодня совсем на другую передачу», – начинает автор статьи для CNN Кейт Спрингер.
Во время гонок по бездорожью, что были в ноябре, молодые энтузиасты колесили по грязи недалеко от Ханоя не на джипах с полным приводом, а на мотоциклах «Минск», оставшихся еще со времен Советского Союза.
«В 2010-м эти байки снова вошли в моду у молодежи, и внезапно число мероприятий и гонок резко возросло», – рассказывает Стив Кристенсен, гид туркомпании Cuong's Motorbike Adventure.
Стив говорит, что у нового поколения сейчас тренд: уйти от ценностей общества потребления и отдаются духу романтики и винтажа. Этот дух они находят в «Минске».
Сам Кристенсен является членом «Клуба любителей «Минска» с самого первого дня его существования (клуба, а не Кристенсена). «Люди называют их «железные буйволы». Тяжело завести, но если уж получилось, пройдут где угодно, – говорит мотоциклист. – Когда едешь, вибрируют страшно – прямо куски отваливаются по дороге».
«Минск» долго был самым популярным мотоциклом во Вьетнаме: на нем ездили все, от доктора до фермера. «Многие ввезены в конце 1980-х вьетнамцами, работавшими в Советском
Союзе», – уточняет Томми Нгуен, со-основатель туркомпании Hanoi Backstreet Tours.
Тогда люди покупали их по дешевке и продавали с накруткой. Все как обычно. Но, в отличие от японских байков, «Минск» можно было ввезти в страну почти без пошлин. Вьетнамцы помнят, что в то время еще любили немецкие Simson, но «Минск» был предпочтительней из-за большей мощности и размеров.
После развала Союза во Вьетнам хлынули американские, китайские и японские скутеры, а «Минск», также известный как M1A или M1NSK, осел в сельской местности, где мотоциклы использовали как тягловых лошадей. Однако сейчас, группа экспатов начала заново осмысливать старые мотоциклы. В 1988-м году и был основан «Клуб любителей «Минска». Члены группы начала регулярно выезжали на природу. Местный культ «Минска» шел рука об руку с любовью к стране и желанию исследовать горы на севере. Для горных дорог этот мотоцикл оказался идеальным. Кроме того, наличие «Минска» роднило мотоциклистов с местными жителями и горными племенами – у них были такие же байки. А это еще и практично.
«Починить можно почти в любой деревне. А надо заметить, что требуют они починки едва ли не постоянно», – замечает Кристенсен.
Но, несмотря на то, что старые мотоциклы не самые надежные, громкие и, будем откровенны, не очень-то и быстрые – всего 30-60 миль в час, новое поколение вьетнамцев полюбило их. Причины в том, что они доступны по цене – около 300-400 долларов за бывший в употреблении байк. А еще и запчасти легко найти.
Как считает Кристенсен, ««Минск» – это сила и мужественность, уход от потребительства. Это также путешествие по дороге памяти, воспоминание о тех временах, когда народ Вьетнама шел по пути коллективизма».
«Мы стараемся ездить по маленьким дорогам и тропинкам в лесу. Пейзажи вокруг дикие», – говорит Кристенсен. Такие путешествия – лучший способ узнать, как живут местные жители. Всегда можно найти и пообщаться с небольшой компанией по дороге или в деревнях, поболтать за чашкой рисовой водки.
Но такие поездки не сказать, чтобы очень просты для новичков. Нужно иметь нормальную экипировку. Шлем за три доллара, шорты и шлепанцы – не лучший выбор.
Кристенсен предупреждает: «Многие туристы прыгают на мотоцикл – и вперед. Вижу их на дороге и страшно становится. Лидирующая причина смерти во Вьетнаме – мотоциклетные аварии. Одна ошибка – и отпуск закончен».
Фото: Лин Фам