30-летний беларус, который живет в Литве вместе с женой и дочерью, а его брат находится в тюрьме в Беларуси, рассказал свою историю местному порталу. Он поделился тем, как сложно получить политическое убежище в Литве и что происходит с его семьей в нашей стране. Об этом пишет TUT.by со ссылкой на Delfi.
Опасаться нечего
Все началось в 2015 году: его отца и брата задержали сотрудники КГБ. Их обвиняли в неуплате налогов на три миллиона долларов. Отец возместил ущерб не полностью – он выплатил 750 тысяч долларов, за что его выпустили из-под стражи в 2016 году. Брат же был арестован до 2017-го, несмотря на то, что обещали освободить обоих. Позже и отца, и брата приговорили к колонии.
Беларус вместе с семьей уехал в Литву: он боялся, что задержания коснутся и его. В 2017 году мужчина просил получить там убежище, но литовцы отказали. Власти объяснили, что в аресте его брата и отца нет политических мотивов, значит, ему самому опасаться нечего. В Беларуси же КГБ не терял время даром: он обратился в Литву, чтобы получить нужную информацию о беларусе. И литовская прокуратура пошла навстречу: выдала даже банковские данные. Они объяснила свой шаг тем, что действовала «в соответствии с международными договорами». Тем временем его брат и отец до сих пор в колонии. Брат выйдет в 2019 году.
Я помогал, но меня судят
В прошлом году произошла похожая ситуация. О ней рассказал «Белорусский партизан». В 2017 году гендиректора и основателя компании «ФЭК» Николая Фомина и его старшего сына Олега приговорили к тюремным срокам. Отцу дали пять лет колонии, сыну – четыре. Их и еще нескольких сотрудников «ФЭК» также обвиняли в неуплате налогов на три миллиона долларов, но отец и сын вину не признали.
Николая Фомина задержали – он провел в СИЗО пару месяцев. Далее силовики предложили ему сделку: сознаться и компенсировать ущерб – тогда дело до суда не дойдет. Цена – три миллиона долларов. У мужчины таких денег не было: нашлось около миллиона, но они находились в активах компании. Чтобы их вывести, Николаю изменили меру пресечения, а сына оставили «в заложниках», пообещав, что все изменится, как только деньги поступят на счет. Но даже после перевода суммы этого не произошло.
Выступая с последним словом в суде, Николай Фомин пояснил, как создал свою компанию, которая поставляла электронные компоненты для нужд промышленности нашей страны. К нему обратись предприятия ПВК, чтобы он помог им привезти комплектующих. У самих доставить из-за границы не получалось – мешали санкции в отношении Беларуси. Чтобы обойти эти ограничения, Фомин зарегистрировал компании в Великобритании и Литве. «Однако сегодня меня судят за то, что я все делал для того, чтобы помочь нашим предприятиям выпускать продукцию», – заявил беларус.
Тем не менее, в Генпрокуратуре подтвердили, что Олега Фомина к выдать из Литвы не просили. В КГБ Беларуси от комментариев отказались.