16 декабря 2020, 11:41

В утренний эфир «Эха Москвы» пригласили Виталия Шклярова – политтехнолога и политзаключенного, который вместе с Виктором Бабарико и другими находился на встрече с Александром Лукашенко в СИЗО КГБ. 

Сейчас же Шкляров в Киеве, но остается в статусе обвиняемого – его уголовное дело не закрыто и не приостановлено. Всё это не помешало ему рассказать о встрече с Лукашенко, которую он назвал «уникальным» событием. Далее – цитаты Виталия. 

«Никогда пять часов не разговаривал и не сидел напротив своего оппонента. Сильного человека, «последнего из Могикан», с одной стороны, а с другой – человека, который посадил меня в тюрьму. Пять часов с президентом, прямые вопросы, жестко – это дорогого стоит». 

«Он [Лукашенко] невероятно умный и все прекрасно понимает <...> Что меня поразило – он любящий отец. Удивило то, что на встрече был Коля – красивый молодой человек. Удивило меня, что в его возрасте он пять часов смог просидеть на встрече и слушать взрослый разговор». Отношение Лукашенко к сыну, отметил Шкляров, вызывало у него диссонанс: с одной стороны – последний диктатор, человек из-за которого он в тюрьме, а с другой – трепетный отец.

Шкляров также рассказал про содержание в СИЗО – «это страшное и тяжелое место, советский ГУЛАГ». В то же время, по его словам, он никогда не чувствовал себя так спокойно, как в заключении. «Никогда себя в жизни так себя не чувствовал уверенно, как в тюрьме. Понимаешь, что можешь тут просидеть и год, и пять и несколько лет. Перестаешь лгать себе и начинаешь воспринимать все спокойно». 

И вспомнил, как его «собирали» на встречу с Лукашенко. По словам Шклярова, «она была достаточно страшным событием. Мы потом это обсуждали с Бабарико. Вывоз был похож на экзекуцию». По словам Виталия, к ним пришли в 6 утра, ничего не объясняя сказали побриться, одеться потеплее и вывели на улицу. «Когда ты выходишь и видишь такой отряд в масках, на зоне, и ты не знаешь, куда тебя и зачем везут… Передумал много за это время. Момент был тяжелый, пока не понял, что будет встреча с президентом». 

Не обошел стороной Шкляров и тему протестов в Беларуси: «Тридцать одна тысяча арестованных – это громадное число для такой маленькой страны, за такой короткий период времени. Много людей уезжает, особенно молодых, которые не приемлют такого отношения к себе <...> Я бы очень хотел вернуться в Минск. Я не боюсь, я понимаю, что это важно. Нужно заниматься тем, что происходит в стране. Это лучшее, что я мог бы сделать для себя, для страны, для всех тех, с кем мне довелось познакомиться в тюрьме – теперь я тоже несу за них ответственность». 

Что касается других политических заключенных, то, как заявил Шкляров, он уверен, что все закончится хорошо. «Я надеюсь, что будут выходить. Мощная и сильная страна невозможна без разногласий и я надеюсь, что Лукашенко это понимает. Только на кладбище существует полное тождество взглядов и мнений».
 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме