В Беларуси идет ускоренная подготовка к запуску атомной электростанции. По этому поводу российское издание «Новая Газета» выпустило материал, посвященный возведению БелАЭС. Журналистка Ирина Халип прошлась по странным событиям, которые происходят вокруг недостроенного объекта. Разбираем главное.
Протесты в Островце
15 августа в Островце 50 российских рабочих-монтажников вышли на протест: им два месяца не выдавали зарплаты. Наниматель — российская фирма «Стройинвестпроект» — оплачивал жилье и выдавал суточные. Но, когда вахта закончилась, денег не оказалось.
Выяснилось, что рабочих нанимал «Стройинвестпроект» по договору аутстафинга с «Сезамом» — в 2016 году сотрудники этой компании уронили корпус атомного реактора. У «Сезама», в свою очередь, договор с «Атомстройэкспортом» — а это и есть генеральный подрядчик строительства БелАЭС. В длинной цепочке причастных найти виновного оказалось непросто. Но 22 августа гастарбайтерам все же стали начислять зарплаты за июнь и лишь частично — за июль.
Гибель рабочих
СМИ знают о смертях по меньшей мере пяти рабочих БелАЭС. Люди гибли по разным причинам: в прошлом году беларус сорвался с высоты, два года назад на россиянина упал кислородный баллон, другой мужчина поскользнулся на лестнице, еще раньше — работник не пристегнулся на высоте. Последнюю смерть, которую зафиксировали 13 августа 2019 года, связывают с тяжелым заболеванием пострадавшего. Причина трагедий, по мнению экологов, — нарушения трудового законодательства: «Вообразите себе крановщика, работающего 12 часов в сутки 12 дней без выходных. Представляете качество его работы?»
Волнения стран-соседей
Литва сделала замечание нашей стране за пренебрежение ядерной безопасностью. Дело в том, что решать этот вопрос планируют в 2021-2023 годах, а запуск первого энергоблока объявлен на октябрь 2019-го. Литовская сторона попросила Беларусь показать европейским экспертам план действий по устранению недостатков, которые выявили во время стресс-тестирования. Беларуский МИД ответил — внимание — цитатой Льва Толстова: «Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других, и в особенности тех, перед которыми виноват».
Кроме того, литовское правительство потратит 900 тысяч евро, чтобы купить четыре миллиона таблеток с йодом, если вдруг БелАЭС взорвется. Местным жителям медикаменты раздадут уже в этом месяце. А через два дня в Вильнюсе пройдут учения — литовцы отрепетируют сценарий аварии на станции.
Опрометчивая стратегия обращения с ОЯТ
Беларусь, не уточняя мнения общественности, утвердила стратегию утилизации отходов с БелАЭС. Согласно плану, отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) вернут в Россию для дальнейшей переработки. Экологи настаивают: это опрометчиво. «Наша страна не учится на примере той же Литвы, которая выбрала способ наземного хранения. «Главная опасность состоит в том, что Беларусь — далеко не самая продвинутая в технологическом отношении и не самая богатая страна, — игнорирует мировой опыт индустриально развитых стран, да и вообще с ними не советуется», — резюмируют специалисты.
Всю заметку в полном объеме читайте по ссылке.
Фото обложки: @george_natsioulis.