10 сентября — Всемирный день предотвращения самоубийств. По этому поводу издание «Радые Свабода» опубликовало интервью с Нобелевским лауреатом Светланой Алексиевич, в котором писательница рассказала об отношении к эвтаназии, силе беларуских женщин и о том, почему все-таки стоит жить. KYKY приводит шесть главных цитат.
О суицидах
«Это защитный механизм. Он лежит и в причине безумия, которое иногда случалось у парней на войне. Я встречала нескольких мужчин, которые сошли с ума на войне. Организм защищался, человек уходил в какую-то реальность, где ему уже не было больно. Я думаю, что самоубийство — это тоже одна из таких форм, когда человек хочет прекратить страдания, боль, тяжелую мысль, жизненные обстоятельства и выбирает такую форму защиты».
О самоуправстве власти
«Все стало более жестким и страшным, потому что маленький человек еще меньше защищен, чем в коммунистические времена. Он абсолютно беззащитен перед властью. И власть ведет себя более развязно и более нагло, поскольку она абсолютно не контролируется ни с какой стороны — ни сверху из Москвы, ни снизу обществом. Она абсолютно самоуправная. У людей есть это настроение потери смысла жизни».
О беларуских женщинах
«Наши славянские женщины, в том числе беларуские женщины, сильнее мужчин. Это только кажется, что мужчины сильны. Может быть, когда в окопы идут, там выполняют какую-то свою роль. А в жизни все на женских плечах. Женщина через ее биологический мотив, биологический смысл жизни больше связана ответственностью перед детьми и всем остальным. У мужчин это нет».
О проблемах культуры
«У нас не настолько религиозная страна, как иногда нам внушают СМИ. Ничего подобного, это все носит ритуальный характер. А на самом деле у людей атеистическое сознание. Точки опоры нет, за что зацепиться нет, культуры, как таковая, всегда была на отшибе. Никто серьезно не занимался, и никто серьезно не считал, что важны культура, искусство, что человек читает, думает, видит, с кем разговаривает. Спросите у людей в деревне или в маленьком городке, даже в Минске, о наших писателях или об известных российских писателях, или об украинских, уже не говорю о западных. Никто ничего не знает, никто ничего не читал и не считает, что это нужно, что об этом надо думать, что личного опыта недостаточно, чтобы выстоять в этой жизни.
Я думаю, что наши проблемы вытекают из проблем культуры, не только пьянства и политического несовершенства, авторитарной власти. Это огромная проблема культуры, которая у нас не считается главной. Не мясо-молоко и не спорт, а культура. Думаю, что все проблемы — образование и культура. Второго выхода ни одна нация не имеет. И этого нет у нас, чтобы подняться и оторваться от прошлого. У нас об этом не думают».
Об эвтаназии
«Сейчас умирает от рака мая очень близкая подруга. Она мужественная женщина, борется и не сдается. Глядя на нее, мне кажется, что я бы, наверное, постаралась уйти из жизни раньше, чем потеряла человеческий облик. Этих людей я понимаю. И эвтаназию я поддерживаю, идею, когда человек хочет уйти раньше, чем перестанет быть человеком».
О том, почему стоит жить
«Я хотела бы им сказать, что жизнь — очень интересная, несмотря ни на что, ни на какие испытания, предательства, разочарования, растерянность. Нужно просто этот момент пережить, так как этот момент отчаяния не окончательный. В отчаянии можно упасть. В жизни много обстоятельств, когда можно быть в отчаянии. Но надо собрать последние силы и пережить этот момент. И потом вы снова будете радоваться жизни, и тем же детям, которые вас обижают, и новому дню, который будет, хотя у вас все может болеть».
Фото обложки: Reuters.