Чтобы подавить протесты в Казахстане, Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) направила туда «миротворческие» силы — подразделения вооруженных сил России, Беларуси, Армении, Таджикистана и Кыргызстана. По информации разных СМИ, конкретно из Беларуси в Казахстан отправили около 500 военных (официального подтверждения этих цифр пока не было). Политический обозреватель Игорь Ильяш объяснил, что участие в «миссии» ОДКБ значит для Беларуси и беларуского суверенитета.
«Отправив беларуских солдат в Казахстан, режим Лукашенко демонстративно отказался от базового ограничителя в своей международной политике.
До 2022 года прямая поддержка и тем более участие в военных авантюрах Кремля было абсолютным табу для официального Минска. Строгое соблюдение этого табу во многом обеспечивало внешнюю и внутреннюю легитимность режима. Можно было сколько угодно не признавать выборы в Беларуси или вводить санкции, но способность в решающий момент сказать «нет» Кремлю (например, не признать независимость Абхазии и Южной Осетии или сохранять двойственную позицию в отношении Крыма) делало Лукашенко субъектом международной политики. Да, Беларусь союзник России, но не сателлит — руководство страны способно проводить независимый курс. Это признавали и ценили даже противники Лукашенко.
Теперь же мы существуем в новой реальности, где сказать «нет» Кремлю в вопросах международной повестки официальный Минск, судя по всему, просто не может.
В этом смысле совсем иначе воспринимаются недавние высказывания Лукашенко насчет того, что Беларусь не останется в стороне в случае новой «войнушки на Донбассе». Если беларуских «миротворцев» можно отправить в Казахстан, то почему их нельзя отправить на Донбасс? А уж масштабы этого «миротворчества» можно регулировать по ходу дела.
Что касается конкретных последствий ввода войск в Казахстан для ситуации внутри Беларуси, то пока невозможно делать какие-то прогнозы. Непонятно, что будет представлять из себя сама операция ОДКБ, какие задачи будут выполнять витебские десантники, как долго они там будут находиться и ограничится ли дело одной ротой. Ситуация может развиваться абсолютно непредсказуемо. И при этом режим прекрасно понимает, что вступил на скользкую дорожку, где нельзя рассчитывать на поддержку даже своего ядерного электората. Иначе бы не пришлось прикрывать реальный смысл происходящего абсурдными формулировками вроде «наши военнослужащие — мирные люди».
Если же говорить о влиянии революции в Казахстане на Беларусь в целом, то следует признать: пока всё происходящее определенно на руку режиму. Из Казахстана сейчас получается впечатляющая страшилка для всех. Силовиков и номенклатуру можно пугать отрезанными головами (с точки зрения пропаганды совершенно не важно, правда это или нет). Сторонников перемен — угрозой российского вторжения. Не удивлюсь, что по дипломатическим каналам ведомство Макея начнет негласно использовать пример Казахстана в качестве оправдания жестокости репрессий в Беларуси — дескать, если бы сами не подавили протесты, то сюда бы пришла российская армия. Подобные оправдания, конечно, не сработают (никто ведь не забыл, что в августе 2020-го Лукашенко сам обращался к Путину за помощью), но в рамках концепции «санкционное давление на Беларусь может привести к потере суверенитета» этот аргумент в ход пустят».