30 июля на митинге в Минске Вероника Цепкало сквозь слезы рассказала о «самой трагической в ее жизни истории» – истории ее мамы. Еще в 90-х против женщины завели уголовное дело, когда медики обнаружили у нее третью стадию рака. «Свобода» разобралась, за что мать Вероники подверглась преследованию.
Со слов одного из лидеров объединенного штаба, мать Вероники Цепкало Евгения Шестерикова работала с Александром Лукашенко, когда тот был еще депутатом. После его победы на первых выборах президента против женщины якобы сфальсифицировали уголовное дело.
Что на митинге сказала Вероника Цепкало?
«Против моей матери сфабриковали дело, когда она была очень тяжело больна. У нее была третья стадия рака. Ее взяли под стражу прямо в больнице. <…> То, что я увидела тогда, перевернуло всю мою жизнь. В палате сидели две надсмотрщицы. А моя мать лежала на голом полу, прикованная к батарее – больной рукой. И тогда я увидела настоящее лицо этой власти», – заявила Вероника Цепкало, ее процитировал TUT.by. Даже спустя многие годы, по ее словам, эта картина до сих пор перед ее глазами.
Как следовало из слов Вероники, уголовное дело против ее матери возбудили по распоряжению главы государства.
Что выяснили журналисты?
В начале 90-х Шестерикова являлась заместителем председателя Могилевского горисполкома по вопросам экономики. В то время городом руководил Сергей Габрусев. Поговаривают, он и пригласил Шестерикову на должность зампреда. Мать Цепкало характеризовали как «профессионала, решительного специалиста, которая не боялась говорить правду в глаза и умела отстаивать свою позицию».
Затем Евгения Шестерикова курировала создание «Коммерция-банка» – первого в Могилеве коммерческого негосударственного банка. В список учредителей новой финансовой организации вошел в том числе совхоз «Городец»: его в то время возглавлял Александр Лукашенко. «Поэтому Лукашенко она [мать Вероники Цепкало] знала хорошо и относилась к нему соответственно. Он человек злопамятный и подозрительный», – отметил в источник «Свабоды».
После работы в горисполкоме Евгения Шестерикова руководила Могилевским филиалом коммерческого банка «Дукат», а затем стала начальником областного управления «Беларусбанка». В октябре 1997 года Шестерикову задержали. В газетах писали, что против нее завели уголовное дело за злоупотребление властью и служебный подлог. Утверждалось, что в квартире арестованной во время обыска нашли патроны к пистолету.
Задержание Шестериковой связывали с расследованием убийства председателя Могилевского областного управления КГК Евгения Миколуцкого. Он погиб в своем доме в результате теракта 6 октября 1997 года. В том же доме жила и семья Шестериковых. Расследование дела Миколуцкого засекретили, его контролировал лично Лукашенко. Убийство чиновника президент назвал «гнусным преступлением». И пригрозил тем, кто его заказал, что против них примут еще более жесткие меры, чем это самое преступление.
Лукашенко дал десять дней «так называемым грязным предпринимателям и банкирам», чтобы они «рассчитались с государством, чтобы выплатить долги, и урегулировали отношения с государственными организациями власти». Евгению Шестерикову задержали как раз в течение семи дней, данных президентом на выдачу заказчиков убийства Миколуцкого.
В интервью TUT.by Вероника Цепкало объясняла, что против ее матери возбудили уголовное дело еще до убийства Миколуцкого, в 1996 году, когда та руководила областным отделением «Беларусбанка». Тогда у нее подтвердили третью стадию рака, а после того, что произошло с Миколуцким, – четвертую. По версии сестры Вероники Натальи, уголовное дело прекратили по амнистии. Умерла мать в 2001 году.
Что же касается расследования убийства Миколуцкого, то один из подозреваемых в теракте, бывший сотрудник КГБ, повесился в следственном изоляторе, а трех его «сообщников» осудили на 5, 4 и 11 лет – но за бандитизм. Исполнителями же убийства их не признали. Выходит, до сих пор неизвестно, кто исполнял и кто организовывал убийство Миколуцкого. Дело все еще не закрыто.
Читать материал «Свободы» целиком.
Обложка: TUT.by.