Денис Карагодин, выпускник филологического факультета Томского университета, получил на руки редкий документ: акт о расстреле своего прадеда Степана Карагодина, пишет «Радио Свобода». В бумаге названы имена исполнителей приговора. Это уникальный случай в истории расследований фактов политических репрессий 1930-х годов.
Крестьянин Степан Иванович Карагодин был арестован в ночь на 1 декабря 1937 года сотрудниками Томского ГО НКВД, позднее осужден Особым Совещанием как организатор шпионской-диверсионной группы и резидент японской военной разведки, приговорен к расстрелу. Ему было 56 лет. Жена и дети Степана Карагодина, не знавшие о расстреле, в конце 50-х годов получили справку о реабилитации, где сообщалось, что мужчина «умер в заключении».
Денис Карагодин решил найти дело своего прадеда, место его захоронения и имена исполнителей приговора. Чтобы докопаться до сути ему понадобилось четыре года. После запросов в органы ФСБ и работы в архивах он узнал имена всех причастных к смерти Степана Ивановича. 12 ноября 2016 года он неожиданно для себя получил акт о расстреле, в котором были указаны исполнители приговора.
В блоге на «Радио Свобода» Карагодин написал: «Не исключено, что впервые в истории России человеку был выдан такой документ. По некоторым сведениям, ряд сотрудников архивов Управлений ФСБ были искренне убеждены в том, что данного акта просто физически нет, якобы он был в свое время просто уничтожен — «зачищен», как и многие другие документы. Но я знал, что это не так, знал, что эти документы существуют, я был в этом абсолютно убежден!»
Полученные бумаги позволили Денису Карагодину назвать имен тех, кто казнил его предка. С ним связалась внучка одного из участников расстрельной группы, помощника начальника Томской тюрьмы Николая Зырянова. Она попросила у мужчины прощения и поделилась собственными документами. В своем письме она написала, что не знала, чем занимался ее дед, в те же годы, по ее словам, был репрессирован ее прадед. «Вот так сейчас и выяснилось, что в одной семье и жертвы и палачи… Очень горько это осознавать, очень больно… Но я никогда не стану открещиваться от истории своей семьи, какой бы она ни была», — пишет она.
Денис Карагодин прдолжает расследование. Он хочет привлечь к уголовной ответственности всех причастных к гибели прадеда, от верхушки Политбюро до непосредственных исполнителей в Томске.