Российский драматург, журналист и педагог Валерий Печейкин написал пост о том, как в свои семь лет решил, что не пойдет в школу, но из-за страха отцовского гнева передумал. А затем обратился ко всем, кто пойдет в школу уже завтра, 1 сентября 2021-го, — учитывая нововведения в беларуских школах (вроде введения факультатива «Духовность и патриотизм», для которого уже разработали специальный учебник), мы подумали, что вам будет интересно прочитать пост Печейкина.
«Я отлично помню, как 31 августа 1991 года подошел к матери и сказал: «Мама, я принял решение не идти в школу. Почему? Мне это не подходит...». Мать спросила, как же и где я буду учиться. Я ответил, что буду все изучать сам — дома. В глазах матери появился ужас: дома? Уже целый год я слышал, что, наконец-то, буду уходить из дома [в школу]. Я стоял и объяснял матери, что буду брать книги, читать и решать, что мне нужно изучать, а что нет. И буду сам составлять свой учебный график. Просыпаться во сколько хочу, засыпать тоже. А между этим учиться только тому, что не скучно. Мать слушала меня довольно долго, а потом произнесла: «Хорошо, скажи об этом отцу». Это означало «он тебя убьет».
Отцу я ничего не сказал. Струсил и все-таки пошел в школу. Все десять лет я жалел об этом. Без шуток: решение, принятое в неполных семь лет, было верным. Школа оказалась абсолютно бессмысленным делом. Я до сих пор не понимаю, зачем все это было. Мне говорили: «Вырастешь — поймешь». Я вырос. И чего? Когда я, наконец, пойму?
Завтра миллионы детей отправятся в самое страшное место на земле. Я хочу сказать вам: «Держитесь, братья и сестры!». Вы все получите по 10 лет. Враг России Алексей Навальный выйдет раньше вас — он получил 2 года и 8 месяцев. А вы, повторю, 10. Вам дали, как за крупное мошенничество, как за сбыт наркотиков, как за приготовление к квалифицированному убийству.
Каждый год в этот день я вспоминаю слова Рильке из «Записок Мальте Лауридса Бригге»: «Я ведь даже не знаю, как встают школяры серым холодным утром; кто дает силы им, торопливым скелетикам, нырять в город взрослых, в мутный осадок ночи, в школьный нескончаемый день — маленьким, запаздывающим, робким». Сил вам, дети. Знайте одно: это закончится. Держитесь!».