Польская художница Паулина Оловская (Paulina Ołowska) организовала выставку «Belavia» про Беларусь и показала её в нью-йоркской галерее Metro Pictures. Причём она не только нарисовала картины, но и сняла документальный фильм. С 2016 года Паулина не раз приезжала в Минск, чтобы вдохновиться на свои будущие работы. В итоге на её картинах есть ГУМ, дом Чижа, зал ожидания в Витебске и многое другое, пишет ocula.com.
Выставка в Нью-Йорке работала с 15 ноября по 21 декабря. Для художницы Минск − это «культурно замороженный во времени» город, который вызывает у неё воспоминания о периоде взросления в коммунистической Польше. Своими работами Оловская исследует архитектуру, стиль и традиции Беларуси − по её словам, они выглядят как скрытая социалистическая утопия. Выставка сопровождается музыкой в исполнении беларуской музыкантки Галины Золотухи.
Большинство сцен в фильме «Универмаг», которого в интернете пока что нет, Паулина сняла в ГУМе. Оловская вдохновилась романом Эмиля Золя «Дамское счастье», который рассказывает о развитии современного универмага в конце девятнадцатого века в Париже. Художница тайно снимала клиентов и продавцов в ГУМе и сравнила обстановку с книгой Золя: там универмаг − это символ капитализма и расцвета современного города, а у нас он «похож на капсулу времени холодной войны», так как доступны только товары беларуского производства, западных брендов не существует.
Также Оловская исследовала темы потребления и феминизма, которые существуют вне рамок капитализма. В картинах художницы современные беларуски противопоставляются городским пейзажам Минска. Некоторые из женщин «ожидают своего гламурного будущего, в то время как другие, кажется, держатся за прошлое». В одной из работ женщина в красно-белом платье без рукавов смотрит прямо на зрителя. В противоположность строгой архитектуре «У Троицкого» позади девушки её кожа и одежда залиты ярким солнечным светом. На другой картине женщина и ребёнок, современно одетые, стоят на краю дороги, а за ними возвышается жилой комплекс на проспекте Независимости.